На нашем сайте (раздел: деятельность -> полезные ссылки), размещена информация по предупреждению интернет-мошенничества Внимание! С 01.04.2024 прекращено предоставление гос.услуги по по приёму и учёту уведомлений о начале осуществления  отдельных видов работ и услуг (подробно в разделе «регистрация ОПО – реестр уведомлений…» Внимание! Уважаемые посетители сайта, уведомляем Вас о смене основного адреса электронной почты Управления. Просим направлять электронную корреспонденцию на адрес [office@nvol.gosnadzor.gov.ru]. с 1 сентября 2024 года вступают в силу новые области аттестации (подробности в разделе "Подготовка и аттестация работников")

Международный день борьбы с коррупцией

    09 декабря 2003 года в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

    Начиная с 2004 года, по инициативе ООН, ежегодно 9 декабря во всём мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня борьбы с коррупцией, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней. Специальный представитель Генерального секретаря ООН Ханс Корелл, объявив о решении учредить Международный день борьбы с коррупцией, призвал представителей более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, подписать Конвенцию. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства».

    Коррупция считается государственным преступлением в большинстве стран мира. Чиновники высшего эшелона власти попадают под арест и получают заслуженной наказание в соответствии с законами страны. В России в последнее время борьба с коррупцией значительно активизировалась, наше законодательство предусматривает различные формы наказания коррупционеров – от штрафов до тюремного заключения. Сроки изоляции могут быть до 12 лет, а штрафы превышать нанесенный ущерб в 90 раз.

    В соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица. В зависимости от вида и формы коррупции определяется уровень её реального воздействия на те, или иные сферы жизни общества. Удельный вес коррупционной преступности в РФ примерно равен 1,4–1,5 %. Самыми коррумпированными сферами жизни общества считаются органы государственной власти, медицина, образование, крупный бизнес. В Российской Федерации существует множество нормативно-правовых актов и институтов, направленных на борьбу с коррупцией. Некоторые нормативно- правовые акты носят декларативный характер, закрепляя основы, принципы и задачи, ставящиеся перед органами государственной власти, органами власти субъектов, органами местного самоуправления и обществом в целом. Иные же регламентируют реально действующие механизмы противодействия коррупции.

    В большинстве стран поощряются расследования коррупционных скандалов с участием представителей СМИ и широкое обнародование результатов. Кроме этого, проворовавшиеся чиновники почти везде никогда не смогут больше занимать руководящие государственные должности. В азиатских странах позор от этих скандалов ложится на всех членов семьи взяточника и вора. Это останавливает многих от совершения преступлений.
     В Голландии поощряются те чиновники, которые вскрыли преступления коллег, помогли их разоблачить. В Южной Корее действует система открытого рассмотрения всех документов, которые граждане направляют в государственные органы, и ответов чиновников на эти обращения. Специальная комиссия разбирает каждый спорный случай. В такой обстановке украсть или потребовать взятку довольно трудно.
     Некоторым странам удалось достигнуть больших результатов в борьбе с данным явлением и на своём примере показать, каким образом реально возможно противодействовать коррупции. Так, одним из государств, достигшим значительных успехов в борьбе с коррупцией, является Сингапур. Властями Сингапура была разработана и реализована программа в соответствии с которой было: 1) Значительно упрощенно прохождение бюрократических процедур; 2) Введена обязательная ротация лиц, занимающих государственные должности и одновременно значительно повышен их оклад; 3) Были введены этические стандарты и орган, контролирующий их соблюдений; 4) Учреждён, специально уполномоченный на расследование коррупционные преступлений, орган — Бюро расследования коррупции; 5) Обеспеченно функционирование независимых от власти СМИ, которые беспрепятственно и прозрачно информируют граждан о каждом коррупционном случае.
     В Гонконге, в целях борьбы с коррупцией, были осуществлены следующие меры:

1) Чиновникам, чтобы избежать уголовной ответственности и конфискации имущества, пришлось доказывать, что вся их собственность приобретена за законно заработанные деньги;

2) Была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, с высоким материальным обеспечением своих сотрудников; 3) Обеспечение возможности участия граждан и СМИ в противодействии коррупции.

    Показательным примером борьбы с коррупцией является опыт Швеции. Долгое время она лидировала среди самых коррумпированных стран, но в результате последовательных мер руководства странны, им удалось достигнуть значительных результатов. Были реализованы следующие меры:

1) Введена такая система налогообложения, льгот и субсидий, которая стимулировала чиновников на честную деятельность;

2) Обеспечена прозрачность осуществления деятельности должностных лиц, через допуск граждан к внутренним государственным документам и предоставление возможности разобраться в порядке функционирования органов государства;

3) К государственным служащим стали предъявлялся высокие этические требования, контроль за их соблюдением также осуществляется и со стороны общественности;

4) Было сокращено материальное обеспечение государственных служащих, которое ранее значительно превышало средний заработок в стране;

    Суровые меры наказания иногда совмещают с профилактической работой: так, в Китае чиновники и их семьи посещают специальные курсы, на которых их учат не воровать, не брать взятки, мотивируют на честную работу на благо своей страны. А членов семьи – на поддержку в этой работе. Китайское законодательство считается самым жестоким в мире законодательством относительно коррупционеров. За взяточничество или хищение государственного имущества государственным служащим грозит смертная казнь. Действенность данного метода является достаточно спорной. США имеет очень разнообразный и обширный опыт в борьбе с коррупцией. На современном этапе действуют следующие институты борьбы с коррупцией: 1) Помимо уголовной ответственности введён штраф в размере суммы взятки; 2) Обширное действие разнообразных кодексов этики отдельных профессий и введение в структуру ведомств соответствующих сотрудников, осуществляющих контроль за их соблюдением; 3) Специально уполномоченный орган, осуществляющий выявление и расследование коррупционных преступлений.

    Руководство Израиля применяет следующие меры по борьбе с коррупцией; 1) Система мониторингового контроля за собственностью государственных служащих; 2) Наложение запрета и неприемлемости получения любых подарков государственными служащими; 3) Введение в действие и контроль за соблюдением кодексов профессиональной этики. Таким образом, существует большой и широкий опыт борьбы с коррупцией в различных странах, благодаря которому можно говорить о действенности и эффективности одних мер и бесполезности применения других, но также применение тех или иных механизмов борьбы с коррупцией зависит от уровня развития демократических институтов и правового сознания общества. Так, резко негативное общественное мнение и давление, которое оно может оказывать на отдельных коррупционеров, может стать стихийным инструментом борьбы с коррупцией как, например, это произошло в Швеции. Но формирование такого мнения возможно только в государстве с высоким уровнем правовой осознанности граждан.